Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Сведения о наличии в МБДОУ детский сад - ясли «Орлёнок»
оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Для организации образовательной деятельности в МБДОУ детский сад- ясли «Орлёнок» функционирует 3 группы общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности.
В состав каждой групповой ячейки входят:
1. Приёмная - предназначена для приема детей, в том числе детей-
инвалидов и детей с ОВЗ, и хранения верхней одежды. Приемные
оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для
детей оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных
уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка
маркируется. Также в приемной расположены информационные стенды для
родителей («Для вас, родители», «Безопасность», «Меню» и т.д.). В них
размещается информационный материал для родителей, консультации,
рекомендации специалистов. Также в приемных оформляются выставки
детских работ.
2. Групповая - предназначена для проведения игр, занятий и приема
пищи. В групповых установлены столы и стулья по количеству детей в
группах. Стулья и столы промаркированы. Подбор мебели для детей
проводится с учетом роста детей. Каждая групповая оснащена мебелью для
размещения игрового развивающего материала и для организации различных
видов деятельности детей.
Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группах
детского сада обеспечивает реализацию образовательной программы
дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах
обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей
группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со
своими интересами. Развивающая предметно – пространственная среда групп
обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности:
игровой, коммуникативной, познавательно - исследовательской,
двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного,
музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и
пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны
и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей их развития. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
возможность для уединения. В каждой возрастной группе в целях
обеспечения возможности уединения ребенка, возможности расслабиться,
устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и
физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии,
почувствовать себя защищенным создан «Уголок уединения». В уголке
представлены альбомы, книги, телефон, игрушки для релаксации, игрушки-
забавы.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает учет
климатических условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность. Эти особенности отражаются в сезонном оформлении и
содержании уголков природы (времена года) и группы в целом. В группах
имеется дидактическая кукла, которая одета по сезону, иллюстрации,
отражающие сезонные явления. В младшем дошкольном возрасте игровое и
дидактическое оборудование представлено предметными игрушками,
отражающими специфику растительного и животного мира Оренбургской
области. В старшем дошкольном возрасте представлены макетами,
дидактическим материалом (колосья хлеба, каравай и т.д.)
Подбор игрового оборудования, его размещение и использование
осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Развивающая
предметно-пространственная образовательная среда является содержательно-
насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной. Насыщенность предметно-пространственной
развивающей образовательной среды соответствует возрастным
возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-
пространственная среда групп оснащена средствами обучения и воспитания,
материалами, инвентарем, игровым, спортивным и оздоровительным
оборудованием, которые обеспечивают игровую, двигательную активность, в
том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх
и соревнованиях. В группах оборудованы физкультурные уголки, имеется
выносной материал по сезону.
Развивающая предметно-пространственная среда групп оснащена
средствами обучения и воспитания, материалами, инвентарем, игровым,
оборудованием, которые обеспечивают познавательную, исследовательскую
активность детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а также
экспериментирование с доступными материалами, в том числе с песком и
водой. В группах оформлены уголки экспериментирования, оснащенные всем необходимым для организации познавательно-исследовательской
деятельности. В группах имеются песочные столы, контейнеры для воды и
песка, наборы игрушек. В целях обеспечения творческой активности всех
детей, их эмоционального благополучия во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением; возможности самовыражения в группах
оформлены уголки изобразительной деятельности, конструирования,
музыкальный, ряжения, театрализации.
Трансформируемость развивающей предметно-пространственной
среды обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной
среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей, в том числе детей-инвалидов
и детей с ОВЗ (в группах имеются ширмы, развивающая среда в группах
меняется с учетом поставленных задач, праздников, времени года).
Полифункциональность материалов обеспечивает возможность
разнообразного использования составляющих предметно-пространственной
развивающей образовательной среды. Группы полностью обеспечены
детской мебелью, имеются ширмы, которые дети используют в постройках,
сюжетно-ролевых играх. В уголках природы имеется природный материал:
шишки, желуди, семена которые используются в познавательной,
продуктивной деятельности детей, при организации подвижных игр. Дети
используют природный и бросовый материал в качестве предметов
заменителей вместо традиционных игрушек.
Вариативность развивающей предметно-пространственной среды
проявляется в наличии различных пространств для игры, конструирования,
уединения, а также в разнообразии материалов, игр и игрушек,
обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически
меняется, появляются новые предметы в группах и у специалистов,
стимулирующих разнообразную детскую деятельность.
Доступность развивающей предметно-пространственной среды
обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
При проектировании развивающей предметно-пространственной
среды учитывается целостность образовательного процесса образовательных
областей: социально-коммуникативного развития, познавательного,
речевого, художественно-эстетического и физического развития.
3. Спальня - предназначена для организации дневного сна детей, в том
числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Спальни оборудованы стационарными
кроватями. Дети обеспечены индивидуальными постельными
принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Имеют 3
комплекта постельного белья и полотенец, 2 комплекта наматрасников из
расчета на 1 ребенка. Постельное белье маркируется индивидуально для
каждого ребенка.
4. Буфетная - предназначена для хранения и мытья столовой посуды.
5.Туалетные помещения делятся на умывальную зону и зону
санитарных узлов, оснащение которых соответствует санитарным правилам и
нормам. Здесь установлены умывальные раковины с подводкой горячей и
холодной воды для детей, установлены вешалки для детских полотенец,
кроме того в туалетных помещениях установлены душевой поддон,
умывальная раковина для персонала, шкаф для уборочного инвентаря.
Внутренняя отделка помещений соответствуют требованиям СанПиН
2.4.3648-20.
Кабинет педагога – психолога предназначен для проведения
индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, в то числе с детьми –
инвалидами и детьми с ОВЗ, диагностического обследования детей,
индивидуальной работы с родителями (законными представителями) детей, работы с педагогами МБДОУ детский сад – ясли «Орлёнок». Кабинет
оснащен диагностическим, методическим материалом и учебно-наглядными
пособиями.
Организованная развивающая предметно-пространственная среда в
кабинете учителя – логопеда создает возможности для успешного устранения
речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии. Кабинет
оснащен диагностическим, методическим материалом и учебно-наглядными
пособиями.
Объекты для проведения практических занятий
Сведения об объектах для проведения практических занятий,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ детский сад - ясли «Орлёнок» оборудованы следующие
помещения для проведения практических занятий, приспособленных для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья с детьми: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет педагога-
психолога, кабинет учителя-логопеда.
Вид помещения | Функциональное использование |
Оборудование |
Музыкальный зал | Проведение музыкальной деятельности, праздников, развлечений с детьми, детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами. |
|
Физкультурный зал | Проведение физической культуры, утренней гимнастики с детьми, детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами. |
|
Кабинет педагога- психолога |
Проведение подгрупповой и индивидуальной развивающей и коррекционной работы с детьми, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, а также для проведения консультативной и просветительской деятельности с педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников. |
Диагностический и коррекционный материал, развивающие игры, дидактические и наглядные пособия и игрушки. |
Кабинет учителя- логопеда |
Проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами по устранению речевых дефектов и предупреждению возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, а также для проведения консультативной и просветительской работы с родителями (законными представителями) воспитанников. |
Диагностический и коррекционный материал, развивающие игры, дидактические и наглядные пособия и игрушки |
На территории МБДОУ детский сад-ясли «Орлёнок» оборудованы
следующие объекты для проведения практических занятий с детьми, детьми
с ОВЗ и детьми-инвалидами: прогулочные участки, спортивная площадка.
Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников,
газоны, клумбы и цветники.
Прогулочные участки.
На территории находятся 6 прогулочных участков. Для защиты детей
от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки установлены
теневые навесы. Участки оснащены игровым оборудованием.
Прогулочные участки предназначены для прогулок, наблюдений,
игровой деятельности, самостоятельной двигательной деятельности,
индивидуальной работы, трудовой деятельности с детьми, в том числе с
детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Спортивная площадка.
Спортивная площадка предназначена для проведения занятий по
физической культуре, спортивных и подвижных игр, досуговых
мероприятий, праздников с воспитанниками, в том числе с детьми-
инвалидами и детьми с ОВЗ.
На площадке имеется спортивное оборудование: беговая дорожка,
прыжковая яма, лестница для лазания металлическая, брус деревянный,
лестница-бабочка для лазания, баскетбольный щит.
Библиотека
Библиотечный фонд МБДОУ детский сад - ясли «Орлёнок» укомплектован согласно п.1, п.3 ст.18 ФЗ от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Библиотечный фонд содержит печатные учебные издания, электронные учебные издания, методические издания, периодические издания.
Спортивные объекты
Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения разнообразной активной деятельности воспитанников
в МБДОУ детский сад - ясли «Орлёнок» оборудованы и функционируют
следующие объекты спорта, предназначенные для проведения занятий с
детьми, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья:
Наименование объекта | Назначение |
Физкультурный зал |
Физкультурный зал предназначен для проведения |
Спортивная площадка |
На территории МБДОУ детский сад - ясли |
Физкультурные уголки |
В группах оборудованы физкультурные уголки |
Средства обучения и воспитания
Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья. Для осуществления образовательной деятельности с воспитанниками, в том числе и с детьми – инвалидами, и детьми с ОВЗ в МБДОУ детский
сад/ясли «Орлёнок» используются различные средства обучения и воспитания. Согласно п.26.ст.2 ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», к средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно - коммуникативные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Все объекты в МБДОУ детский сад - ясли «Орлёнок» для проведения практических занятий с воспитанниками, детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены
средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (игры, учебные пособия, игрушки);
- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.);
- учебно-наглядными пособиями (плакаты, картинки и др.);
- музыкальными инструментами (металлофонами, треугольники, трещотки, колокольчики и др.);
- техническими средствами обучения (магнитофоны и др.);
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) (книги, энциклопедии и др.).
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, в том числе детей – инвалидов и детей с ОВЗ. В МБДОУ детский сад - ясли «Орлёнок» имеется музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет педагога - психолога, кабинет учителя-логопеда, которые оборудованы всем необходимым материалом и оборудованием. В музыкальном зале есть проектор, экран, музыкальный центр, пианино, микрофоны, декорации, детские музыкальные инструменты, костюмы. В спортивном зале есть мячи, обручи, скакалки, а также остальное спортивное оборудование. В кабинете педагога - психолога имеются дидактические и наглядные пособия, игры, игровое оборудование. В кабинете учителя-логопеда имеется все необходимое оборудование, дидактические и наглядные пособия для работы по исправлению речевых нарушений.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Состояние доступности основных структурно - функциональных зон: доступно - частично избирательно.
В МБДОУ детский сад – ясли «Орлёнок» созданы условия для доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья:
— входы МБДОУ детский сад – ясли «Орлёнок» оборудованы
пандусами, установлены кнопки вызова помощника для маломобильных групп населения.
— имеется возможность самостоятельного передвижения по территории образовательной организации, в том числе с помощью работника уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
— при входе в МБДОУ детский сад – ясли «Орлёнок» и выходе из него имеется возможность оказания содействия с помощью работника уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
— при входе в МБДОУ детский сад – ясли «Орлёнок» имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В соответствии с Паспортом доступности МБДОУ детский сад – ясли «Орлёнок» для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, сроки и объемы работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствии с требованиями
законодательства запланированы до 2024 года.
Специальные условия питания
Одним из факторов, обеспечивающих гармоничный рост, полноценное физическое и нервное развитие детского организма, устойчивость к действию инфекций и других неблагоприятных воздействий окружающей среды является организация рационального питания в ДОУ. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно-приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание. МБДОУ детский сад- ясли посещают дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которые не имеют ограничений в питании, соответственно разработанное 10-дневное меню соответствует их потребностям. В МБДОУ детский сад - ясли «Орлёнок» организовано 4-разовое питание, согласно 10-дневному меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и нормах питания, утвержденного заведующим. Составляется меню-требование установленного образца с указанием выхода блюд для детей раннего и дошкольного возраста. Ежедневное меню обеспечивает 80% суточного рациона, при этом завтрак составляет 25% суточной калорийности, обед 35-40%, полдник 15-20%. Ведется бракераж готовой продукции с регулярной оценкой вкусовых качеств. Выдача пищи с кухни проводится только после снятия пробы медсестрой и членами бракеражной комиссии с отметкой в журнале о вкусовых качествах готовых блюд. Оставляется суточная проба. Основными принципами организации питания в нашем учреждении являются: - соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка; - максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона; - правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд; - оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи; - соблюдение гигиенических требований к питанию (безопасность питания). Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность, хранятся в кладовой с соблюдением санитарных правил и норм. Для детей с пищевой аллергией составляется специальное меню диетсестрой под руководством медсестры. Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой. Все блюда — собственного производства, готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами. В правильной организации питания детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, большое значение имеет создание благоприятной, эмоциональной окружающей обстановки в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. В детском саду организован питьевой режим, используется кипяченная питьевая вода. Питание детей в детском саду организовано в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»».
Специальные условия охраны здоровья
Большое внимание в МБДОУ детский сад - ясли "Орлёнок" уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. В детском саду имеется лицензированный медицинский блок, который состоит из трех кабинетов: медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор. Медицинское обслуживание воспитанников осуществляет медсестра, которая работает по договору от ГБУЗ «Тоцкая районная больница». Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живёт, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают, поэтому вопросы здоровьесбережения воспитанников отражаются в содержании реализуемой основной общеобразовательной программы дошкольного образования (реализация образовательной области «Физическое развитие»). В ДОУ систематизированы: инструкция по охране жизни и здоровья детей, инструкция по антитеррористической безопасности, инструкция по пожарной безопасности. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей путём:
- оптимизации режима дня, времени занятий (все виды режима дня и занятия разработаны с учетом требований СанПиН (СП 2.4.3648-20);
- осуществления профилактических мероприятий, контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведения закаливающих процедур;
- обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду;
- формирования у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
Забота о здоровье ребёнка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения.
В детском саду для охраны, укрепления здоровья детей и всестороннего физического развития созданы благоприятные условия.
Имеется физкультурный зал, спортивная площадка, уголки здоровья и физкультурные уголки в каждой возрастной группе. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Физическая нагрузка на занятиях снижается детям,
имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: третий час физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей в группах находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование в физкультурном зале, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки.
Профилактические меры по снижению заболеваемости у детей:
-соблюдение режима дня;
-ежедневные прогулки;
-снятие умственной усталости во время занятий (физминутки, релаксационные паузы);
-комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения, осанки;
-наличие в групповых помещениях здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, бактерицидные лампы);
-дыхательная гимнастика;
-С-витаминизация;
-ежедневное употребление салатов из свежих овощей, фруктов, сока;
-организация теплового и воздушного режима помещения;
-утренняя гимнастика;
-корригирующая гимнастика;
-физкультурные занятия;
-закаливание (сон без пижам, ходьба босиком, обширное умывание, оптимальный двигательный режим);
-использование в работе современных здоровьесберегающих технологий.
Педагоги дошкольного учреждения осуществляют тесное взаимодействие с семьями воспитанников по всем вопросам оздоровления детей, проводят совместные мероприятия с родителями, индивидуальное консультирование родителей. В каждой возрастной группе имеются информационные стенды, в которых периодически размещается информация о проблемах сохранения и укрепления здоровья, организации и ведении здорового образа жизни.
Доступ к информационным системам
Для обеспечения доступа к информации, представленной на официальном сайте МБДОУ детский сад- ясли "Орленок" и ее использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, установлена версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы
Не предусмотреноСпециальные технические средства обучения
Для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве специальных технических средств обучения используются световые столы планшеты для работы с песком
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе ДОУ «Орлёнок» отсутствуют